Сферические подшипники скольжения – это подшипники, имеющие две сопряженные части, одна из которых неподвижна, а вторая вращается. Конструкция подшипника состоит из корпуса отверстия в нем, в котором размещают вкладыш или втулку. Вкладыш и втулка производятся из материалов с антифрикционными свойствами. Эти свойства позволяют уменьшать коэффициенты трения. Так же для уменьшения трения подшипник снабжается смазкой. Для этого в конструкции предусмотрено наличие специального желоба для смазки, но так же есть вид подшипников, не требующих дополнительного обслуживания. Для изготовления самих подшипников скольжения используют сталь, бронзу, твердый хром, PTFE.
Подшипник скольжения можно классифицировать по следующим признакам:
- По форме отверстия у подшипника (одно- или много поверхностные, с сохранением обратного движения или нет, со смещенным или не смещенным центром вала);
- По направлению воспринимаемой нагрузки ( радиальные, осевые, радиально-осевые);
- По конструкции ( разъемные, неразъемные);
- По кол-ву масляных клапанов (один клапан или несколько);
- По возможности регулирования (регулируемые и нерегулируемые).
Среди достоинств следует заметить, что подшипники скольжения надежны в высокоскоростных приводах, имеют небольшие радиальные размеры, работают в воде, экономичны при использование больших диаметров вала.
К недостаткам можно отнести большой расход смазочного материала, низкий коэффициент КПД, неравномерный износ, большие размеры оси, при эксплуатации требуют постоянного контроля.
Сферические подшипники скольжения преимущественно применяются при высоких нагрузках и при экстремальных условиях эксплуатации.