Подшипники представляют собой важную деталь валового механизма, с помощью которой осуществляется передача силового момента на другие элементы агрегата, устройства или оборудования. И если вы заметили, что механизм начал работать медленнее или в системе появились посторонние шумы, одной из самых распространенных причин данных явлений считается выход из строя подшипника. Подшипники нельзя починить, но их можно поменять. Главное – найти такой подшипник, который будет подходящим в конкретно вашем случае, в соответствии с видом этого элемента и его основными размерами.
Осуществляя подбор подшипников, начните с определения его вида. Существует три базовых варианта подшипников, использующихся в современных установках и механизмах.
- Подшипники скольжения. Это цилиндрический корпус (кольцо) с вкладышем, в которых уменьшение трения обеспечивается тщательным полированием поверхности, а также использованием качественных смазочных материалов. Такие подшипники могут делать из разных металлических сплавов, а также из керамики и полимеров.
- Подшипники качения. Речь идет о двух металлических кольцах различного диаметра, разделенных между собой слоем полированных шариков, бочонков и тому подобных элементов-сепараторов. Конструкция сепараторов определяется эксплуатационными условиями. Например, может использоваться несколько рядов бочонков, размещенных параллельно друг другу. Вместо внешнего кольца могут использоваться шарики, которые впрессовываются прямо во внутреннее кольцо.
- Телескопические подшипники. Речь идет о деталях, которые позволяют гарантировать механизму линейное перемещение вдоль прямой линии. Данный вид подшипников не столь распространен, как предыдущие варианты, но все же может использоваться в ряде случаев.
Стоит обратить особое внимание на то, что подшипники качения и скольжения не являются взаимозаменяемыми. Каждый аппарат, устройство или механизм заточен на работу с вполне конкретной моделью и видом подшипника, учитывающим нагрузочный уровень, скорость вращения, направление вращения, рабочую температуру и т.д. Даже если подшипник другой модели окажется подходящим по размеру, никто не даст гарантии его долговременной работы. В худшем случае, подбор подшипника неправильной марки приведет к быстрому износу других элементов механизма, с возникновением необходимости проведения дорогостоящего ремонта.
Какие характеристики подшипников нужно иметь в виду при их выборе взамен вышедшим из строя? Если не учитывать вид подшипника, рассмотренный выше, одним из самых главных параметров является посадочный размер элемента. Речь идет о внешнем и внутреннем диаметре, а также о ширине подшипника. Все эти параметры вы можете найти в технической информации, предоставляемой в описании каждой детали. Размеры подшипника должны подбираться с максимальной точностью. Разница в десятые доли миллиметра может спровоцировать возникновение вибраций и люфта, что в итоге приведет к возникновению других неисправностей.
Еще одной важной характеристикой подшипников являются допустимые предельные нагрузки, которые могут учитываться как для статичного, так и для динамичного использования элемента. Если подшипник не рассчитан на ваши рабочие нагрузки, он может выйти из строя в кратчайшие сроки после установки. Из дополнительных параметров рекомендуется обратить внимание на уровень шумности и вибрации подшипника, класс точности, а также тип смазочного материала, который требуется использовать для обеспечения эффективной работы детали.
Чтобы понять, какой подшипник необходимо использовать в том или ином случае, вооружитесь технической документацией на ваш агрегат. Там должна быть прописана конкретная модель элемента, которую нужно использовать в указанном узле механизма. Определить подшипник нужного размера вам также поможет деталь, вышедшая из строя. Взяв в руки старый элемент, вы сможете измерить диаметры и высоту с помощью штангенциркуля. Именно штангенциркуля, поскольку линейка даст вам результат с недопустимой погрешностью. Что касается деталей сложной формы, например в виде конуса или с шестигранным сечением, то определить подшипник требуемой модели можно только по техпаспорту, что позволит избежать ошибок в сложных расчетах.