ASTM – Американское Общество Испытания Материалов (American Society for Testing Materials).
Emcor – Испытание на защиту от коррозии, которую консистентная смазка обеспечивает подшипнику качения в присутствии воды: не меньше двух смазанных консистентной смазкой шариковых подшипников работают в воде в течении примерно одной недели. Величина коррозии колец определяется по шкале от 0 до 5 (0 = нет коррозии, 5 = очень сильная коррозия).
H1, H2, H3 – См. NSF
NSF (National Sanitation Foundation = Национальный Фонд Санитарной Охраны) – организация, которая разрабатывает стандарты и производит сертификацию продуктов, а также ведет просветительскую работу в области здравоохранения и безопасности.
Кодовая категория H1: Смазочные вещества с возможностью случайного контакта с продуктами питания должны соответствовать стандарту 21 CFR 178.3570; они могут использоваться в условиях производства продуктов питания, где имеется возможность случайного контакта с пищей
Кодовая категория H2: Смазочные вещества, не контактирующие с продуктами питания; могут использоваться в оборудовании и деталях машин в тех местах, где исключена возможность контакта между смазкой и продуктами питания
Кодовая категория H3: Растворимые масла
O.K. load (допустимая нагрузка) – показатель устойчивости смазочного вещества к давлению. Это максимальная нагрузка при которой еще не происходит разрыва смазочной пленки, и, таким образом, не происходит сваривания испытываемых образцов (выражается в ньютонах [Н]).
Абразивный износ – механический износ во время скольжения двух поверхностей друг по другу.
Адгезивные смазочные вещества – смазочные вещества с компонентами, улучшающими адгезию, которые не срываются с поверхностей центробежными силами.
Антифрикционное покрытие – наиболее обычный и широко используемый в настоящее время тип сухой смазки. Эта группа включает материалы как с отверждением на воздухе, так и с тепловым отверждением. Эти смеси обычно состоят из твердого смазочного вещества, называемого «пигментом» и связующего агента. См. «связующее вещество».
Базовое масло – основная компонента смазочных масел и консистентных смазок.
Величина DN – параметр, определяющий выбор консистентной смазки, которая должна использоваться в подшипнике качения при заданной скорости его вращения. Он представляет собой средний диаметр подшипника в мм, умноженный на скорость вращения в оборотах в минуту.
Вещества для повышения клейкости/усилители адгезии– присадки, добавляемые к маслам и консистентным смазкам для улучшения адгезии (например, полиизобутен).
Водостойкость консистентной смазки – поведение консистентных смазок в присутствии воды имеет большое значение с точки зрения возможности их использования в качестве антифрикционных смазок для подшипников. Для таких применений требуются либо водоотталкивающие (водостойкие) либо поглощающие воду (эмульгируемые) антифрикционные консистентные смазки.
Выпотевание масла – «вытекание» маслаиз консистентной смазки во время хранения или в результате механического/динамического или температурного стресса.
Вязкость – вязкость представляет собой меру внутреннего трения в жидкости или ее сопротивления течению.
Депрессант точки текучести – присадка, используемая для понижения температуры застывания смазочной жидкости.
Детергент – агент для разрыхления и удаления остатков и налетов с поверхностей скольжения.
Диапазон эксплуатационных температур – диапазон, в котором смазка соответствует техническим требованиям, и сохраняется приемлемый интервал между подачами доз смазки.
Динамическая вязкость – мера внутреннего трения во время течения смазочного масла (например, течения через трубы или щели).
Дисперсные системы – название, применяемое к системам двух веществ, в которых одно вещество содержится в другом (жидком) в диспергированной форме.
Дисульфид молибдена (MoS2) – твердая смазка.
Загустители – загустители обычно представляют собой мыла металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом, бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.).
Измерение вязкости – вязкости измеряются различными вискозиметрами. Единицей измерения является мм2/с. Важным фактором при измерении вязкости является температура, потому что вязкость существенно зависит от температуры. (Холодные масла являются более вязкими, теплые масла – менее вязкими.)
Износ – вызывается трением и прямым контактом между противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки.
Изъязвление (питтинг) – напоминающие кратеры раковины в металле (например, по полюсной линии зубчатой передачи), вызванные усталостью материала.
Ингибиторы – присадки к смазкам, которые уменьшают окисление и, тем самым, старение, образование красной ржавчины и коррозию.
Испытание в солевом тумане – коррозия стали измеряется в условиях воздействия соляного тумана. Стальной лист покрывается смазкой и подвергается действию соляного тумана в замкнутой камере. После испытания измеряется число часов, прошедшее до момента образования определенной степени коррозии.
Коллоид – взвесь мелких частиц (от 10-5 до 10-7 см) в жидкости, которая ведет себя как раствор (не происходит осаждения частиц).
Комплексные консистентные смазки – консистентные смазки с загустителями на базе мыла, образованного соединением гидроксидов металлов с различными кислотами. Особенно хорошо подходят для приложений, требующих высокотемпературной долговременной смазки.
Консистентная смазка – 2-фазная система: загуститель с жидкостью, смазочное средство.
Консистенция – мера состояния (твердости) консистентных смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National Lubricating Grease Institute = Национальный Институт Консистентных Смазок). Для упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов.
Коррозионное истирание (фреттинг-коррозия) – ржавчина, которая образуется на посадочных местах. Если говорить точнее, то это фрикционный износ, которому подвергаются подвижные детали и их посадочные места из-за колебательных движений с очень малой амплитудой и высокой частотой. Обычно очень маленькие частицы железа, образующиеся в результате износа, реагируя с кислородом, образуют ржавчину, которая, в конце концов, вызывает заклинивание на опорной поверхности. Другим отрицательным эффектом коррозионного истирания является быстрое развитие усталости сталей, которое легко может привести к поломке. (Наиболее надежным средством предотвращения фреттинг-коррозии является предотвращение контакта двух металлов пары, например, с помощью твердых смазочных веществ.)
Коэффициент трения – отношение силы трения между двумя поверхностями, скользящими одна по другой, к силе, перпендикулярной этим поверхностям.
Литий – щелочной металл, гидроксид которого вместе с органическими кислотами используется для производства литиевого мыла, служащего загустителем для консистентных смазок. Момент трогания – эффективная нагрузка, пересчитанная во вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения (максимальный вращательный момент до начала движения).
Мыло в консистентной смазке – эффективная нагрузка, пересчитанная во вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения (максимальный вращательный момент до начала движения).
Набухание/Усадка – под действием смазочных материалов, паров или газов герметизирующие материалы, изготовленные из резины, эластомеров и т. п., могут подвергаться нежелательным изменениям, т. е. набухать или сморщиваться.
Нерабочая пенетрация – консистенция смазки или пасты в состоянии покоя, т. е. в том состоянии, в котором материал поставляется.
Образование задиров – следы на металле в форме борозд, вызванные машинной обработкой или истиранием.
Пасты – сочетания твердых смазочных веществ с мас- лом для облегчения нанесения тонкой смазочной пленки.
Пенетрация – показывает мягкость или твердость консистентной смазки. Представляет собой глубину проникновения (пенетрации) стандартного конуса в образец смазки. (Чем выше пенетрация, тем мягче смазка.)
Плотность – вес смазочного средства в граммах на см3 (мл) при 20°C.
Полиальфаолефин – синтетический углеводород с определенной молекулярной структурой. Его характеристики при низких температурах, при высоких температурах и зависимость вязкости от изменений температуры лучше, чем у минерального масла.
Прерывистое перемещение – остановки и рывки при относительном движении двух скользящих поверхностей, вызванные разницей в коэффициенте трения между гидродинамической и граничной смазкой.
Приработка – поверхностные неровности новых скользящих поверхностей изменяются (сглаживаются) во время периода приработки.
Присадки – вещества, добавляемые к смазкам в малых количествах для улучшения их характеристик.
Противозадирные присадки – химические вещества для улучшения способности масел и консистентных смазок к амортизации давления и, тем самым, их износостойкости.
Рабочая пенетрация – в условиях действия механического сдвига, консистентные смазки часто меняют свою консистенцию. Таким образом, более разумно указывать их рабочую пенетрацию. Это консистенция поработавшей смазки.
Растворитель – жидкость, которая растворяет материал и позволяет получить гомогенный продукт.
Сваривающая нагрузка – способность смазочного вещества поглощать давление/механическое напряжение, измеряемая в ньютонах (Н), нагрузка, при которой смазочная пленка разрушается при скольжении испытываемых образцов друг относительно друга, и при которой два испытываемых образца свариваются друг с другом.
Связующее вещество – альтернативный термин для нелетучей среды или носителя, относящийся к материалу, который образует лаковый слой, в котором краска или связующее покрытие связывает частицы твердого вещества (твердой смазки).
Силиконы – полимеры с хорошей устойчивостью к температуре и окислению. Используются также в качестве смазок для низких и высоких температур.
Синтетические масла – в отличие от минеральных масел эти масла производятся путем химического синтеза. Синтетические масла обычно имеют хорошую зависимость вязкости от температуры, слабую тенденцию к окислению, низкую точку замерзания, высокую температурную устойчивость и хорошую стойкость к химическим агентам.
Смазка – средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой
Сопротивление старению – способность противостоять старению, которое может быть обусловлено окислением, перегревом, присутствием некоторых металлов, таких как медь, свинец, серебро и др. Сопротивление старению может быть улучшено некоторыми присадками (антиоксидантами).
Специальные смазки – смазки с особыми свойствами/характеристиками для специальных приложений.
Срабатывание – повреждение поверхности материала из-за недостаточного подвода смазки или в результате перегрузки. Смазочная пленка при этом разрушается.
Стойкость к окислению – сопротивляемость смазочных веществ реакциям с кислородом.
Суспензия – однородная взвесь мелких частиц твердого вещества в жидкости, которая не растворяет их.
Твердые смазочные вещества – твердые вещества, которые вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания.
Точка вспышки – точка вспышки представляет собой минимальную температуру, при которой во время нагревания на поверхности испытываемого масла образуются воспламеняющиеся пары, которые в присутствии открытого огня вскоре воспламеняются.
Точка замерзания – точка замерзания масла представляет собой температуру в градусах Цельсия, при которой масло теряет способность течь (например, в процессе постепенного охлаждения). Затвердение масла вызывается выделением кристаллов парафина.
Точка каплеобразования – точка каплеобразования консистентной смазки представляет собой температуру, при которой смазка переходит из полутвердого в жидкое состояние. Она представляет качественный показатель термоустойчивости загустителя смазки. Температура точки каплеобразования определяется как температура, при которой первая капля падает через отверстие в дне чашки со смазкой при ее нагреве.
Точка самовозгорания – температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без присутствия пламени.
Точка самовоспламенения – температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без наличия пламени.
Точка текучести – минимальная температура, при которой смазочное масло сохраняет свою текучесть.
Трение – сопротивление скольжению двух поверхностей одна относительно другой.
Трещины под действием напряжений – трещины в материалах (подвергающихся высоким механическим напряжениям), вызванные изменениями поверхностной структуры в результате проникновения нежелательных элементов.
Трибология – наука, занимающаяся исследованием связей между трением, износом и смазкой, а также свойствами смазочных материалов, и внедрением результатов этих исследований в технику.
Удельный вес – см. плотность
Усилители/промоторы адгезии – присадки к маслам и консистентным смазкам, улучшающие их адгезию (например, полиизобутен).
Фторосиликоны – силиконы, которые содержат в молекуле атомы фтора.
Химически инертный – (смазочный агент) не вступающий в химические реакции с некоторыми веществами.
Эфирные масла – соединения кислот и спиртов, используемые для смазки и производства консистентных смазок.