Каждая причина повреждения подшипника находит отражение в характерной картине повреждения. Такие повреждения, их именуют первичными, порождают вторичные повреждения – усталостные раковины (питтинг), и трещины, - которые служат непосредственной причиной выхода подшипника из строя. Уже первичные повреждения в некоторых случаях могут оказаться причиной утраты подшипником работоспособности. Например, износ и, соответственно, чрезмерно большой зазор в подшипнике, могут вызвать недопустимо большие вибрации и шум. На вышедшем из строя подшипнике часто обнаруживают комбинацию первичных и вторичных повреждений.
Смотрите также нашу инфографику по контрафактным подшипникам |
Первичные повреждения:
- Износ
- Вмятины
- Задиры
- Поверхностные разрушения
- Коррозия
- Последствия прохождения электрического тока
Вторичные повреждения:
- Усталостные раковины
- Трещины
Отслаивание
Локализация:
Внутреннее кольцо сферического роликоподшипника
Признак:
Отслаивание на одной дорожке качения по всей окружности
Причина:
Чрезмерная осевая нагрузка
Корректирующее действие:
Уточнить правильность использования подшипника и проверить режимы нагрузки
Задиры
Локализация:
Ролики двухрядного цилиндрического роликоподшипника
Признак:
Задиры на торцевой поверхности роликов
Причина:
Недостаточное количество смазки и чрезмерная осевая нагрузка
Корректирующее действие:
Улучшить условия смазки и метод смазки и проверить режимы нагрузки
Разломы
Локализация:
Внутреннее кольцо конического роликоподшипника
Признак:
Трещины появляются на обратной поверхности борта внутреннего кольца
Причина:
Большая ударная нагрузка при монтаже
Корректирующее действие:
Откорректировать метод монтажа (использовать метод горячей посадки и соответствующие инструменты для монтажа)
Трещины
Локализация:
Внутреннее кольцо сферического роликоподшипника
Признак:
Осевое растрескивание происходит на поверхности дорожки качения
Причина:
Сильное давление при посадке, вызванное разницей температур вала и внутреннего кольца
Корректирующее действие:
Проверить применение подшипника
Повреждение сепаратора
Локализация:
Сепаратор радиально-упорного шарикоподшипника
Признак:
Разломы стенок карманов чугунного механически обработанного сепаратора
Причина:
Несоответствующее воздействие по нагрузке на сепаратор, вызванное смещением во время монтажа между внутренним и наружным кольцами
Корректирующее действие:
Проверить метод монтажа
Вмятины
Локализация:
Внутреннее кольцо конического роликоподшипника
Признак:
Появление небольших и больших вмятин и зазубрин на всей поверхности дорожки качения
Причина:
Попадание инородных веществ и грязи на поверхность
Корректирующее действие:
Улучшить уплотнение, фильтровать смазочное масло
Точечная коррозия
Локализация:
Тело качения шарикового подшипника
Признак:
Возникновение точечной коррозии на поверхности тел качения
Причина:
Попадание инородных частиц в смазку
Корректирующее действие:
Улучшить механизм уплотнения, фильтровать смазочное масло
Фреттинг-коррозия
Локализация:
Внутреннее кольцо радиального шарикоподшипника
Признак:
Появление коррозионно-механического изнашивания на поверхности по внутреннему диаметру подшипника
Причина:
Вибрация
Корректирующее действие:
Проверить посадку с натягом
Ложное бринеллирование
Локализация:
Внутреннее кольцо радиального шарикоподшипника
Признак:
Появление ложного бринеллирования на дорожке качения
Причина:
Вибрации от внешнего источника при стационарном положении
Корректирующее действие:
Обеспечить сохранность вала и корпуса при транспортировке, уменьшить вибрацию за счет преднатяга, использовать соответствующий смазочный материал
Проскальзывание
Локализация:
Внутреннее кольцо сферического роликоподшипника
Признак:
Проскальзывание, сопровождающееся задирами на поверхности посадочного отверстия подшипника
Причина:
Недостаточный натяг
Корректирующее действие:
Проверить натяг и предотвратить проворот
Заедание
Локализация:
Внутреннее кольцо сферического роликоподшипника
Признак:
Дорожка качения обесцвечивается и плавится. Частицы износа сепаратора прокатываются и налипают на дорожку качения
Причина:
Недостаточное количество смазки
Корректирующее действие:
Проверить используемую смазку и метод смазки
Электрическая коррозия
Локализация:
Внутреннее кольцо конического роликоподшипника
Признак:
Полосатый рисунок коррозии появляется на поверхности дорожки качения
Причина:
Разность электрических потенциалов внутреннего и наружного колец
Корректирующее действие:
Изоляция подшипника
Ржавчина и коррозия
Локализация:
Внутреннее кольцо сферического роликоподшипника
Признак:
Ржавчина на поверхности качения по шагу роликов
Причина:
Попадание воды в смазку
Корректирующее действие:
Улучшить механизм уплотнения
Ошибки при монтаже
Локализация:
Внутреннее кольцо цилиндрического роликоподшипника
Признак:
Осевые царапины на поверхности качения
Причина:
Наклон внутреннего и наружного колец во время монтажа
Корректирующее действие:
Центрирование соответствующих сопрягающихся деталей при монтаже
Обесцвечивание
Локализация:
Внутреннее кольцо шарикоподшипника с 4-х точечным контактом
Признак:
Появление голубого или фиолетового оттенка на поверхности дорожки качения
Причина:
Тепловыделение, вызванное недостаточной смазкой
Корректирующее действие:
Откорректировать метод смазки
Отклонения | Возможные причины | Корректирующие действия | |
шум |
громкий металлический звук | несоответствующая нагрузка | исправить посадку, внутренний зазор, предварительный натяг, положение корпуса |
неправильная установка | откорректировать центрирование вала и корпуса, точность метода монтажа | ||
недостаточное количество смазки или несоответствующая смазка | дополнить смазку или подобрать более подходящую | ||
скрип | заменить на подшипник с низким уровнем шума, выбрать подшипник с маленьким зазором | ||
проскальзывание шариков | отрегулировать преднатяг, выбрать подшипник с меньшим зазором или подобрать более пластичную смазку | ||
соприкосновение вращающихся деталей | откорректировать лабиринтное уплотнение и т.д. | ||
громкий регулярный звук | трещины, коррозия, царапины на дорожке качения | заменить или промыть подшипник, откорректировать уплотнения, использовать чистую смазку | |
бринеллирование | заменить подшипник, обращаться с подшипником аккуратнее | ||
отслаивание на дорожке качения | заменить подшипник | ||
нерегулярный звук | слишком большой зазор | исправить посадку, внутренний зазор, предварительный натяг | |
попадание посторонних тел | заменить или промыть подшипник, откорректировать уплотнения, использовать чистую смазку | ||
трещины или отслаивание на шариках | заменить подшипник | ||
чрезмерное количество смазки | удалить лишнюю смазку, использовать более густую смазку | ||
аномальное повышение температуры | недостаточное количество смазки или несоответствующая смазка | добавить смазку или заменить на смазку более высокого качества | |
несоответствующая нагрузка | исправить посадку, внутренний зазор, предварительный натяг, откорректировать положение заплечика корпуса | ||
неправильная установка | откорректировать точность станка и центрирование вала и корпуса, точность метода монтажа | ||
проскальзывание в области посадочных поверхностей, сильное трение уплотнений | поправить уплотнения, заменить подшипник, откорректировать посадку и монтаж | ||
вибрации | бринеллирование | заменить подшипник и обращаться с подшипниками аккуратно | |
отслаивание | заменить подшипник | ||
неправильная установка | откорректировать перпендикулярность вала и буртика корпуса или торца дистанционного кольца | ||
попадание посторонних частиц | заменить или почистить подшипник, поправить уплотнение | ||
утечка или обесцвечивание смазки |
слишком большое количество смазки попадание посторонних частиц и абразивных тел |
уменьшить количество смазки или подобрать более густую заменить подшипник или смазку почистить корпус и сопряженные детали |