SKF: МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ: НА СУШЕ И НА МОРЕ
16.05.2008
В последние годы концепция мониторинга состояния по основным параметрам находит все больше сторонников среди руководителей морских судоходных компаний. SKF имеет обширный опыт в данной области и разработала программы, отвечающие специфическим требованиям различных типов морских судов.
Эффективная реализация концепции мониторинга состояния по основным параметрам (CBM) обеспечивает выявление и устранение проблем, повышение эксплуатационной надежности судового оборудования и существенную экономию затрат на техобслуживание. Этот факт был подтвержден крупнейшими классификационными обществами.
Мониторинг состояния по основным параметрам на судах способствует упрощению процедуры классификации судна, повышению безопасности экипажа, а также экологической безопасности судна.
Задачи мониторинга состояния в морских условиях
Эффективность мониторинга зависит от способности операторов судов обеспечить стабильное качество интерпретации данных мониторинга при частой сменяемости экипажей судов. Без выработки общих критериев оценки уровня квалификации специалистов по мониторингу и их регулярной аттестации интерпретация собранных диагностических данных и оптимизация техобслуживания будет затруднена, что нередко является причиной обманутых ожиданий.
Максимально полная реализация потенциала программы CBM возможна лишь при оптимизации отдельных элементов программы, включая периодичность сбора данных, а также порядок использования, интерпретации, обмена и хранения данных.
Варианты реализации программы CBM на разных судах могут быть различными и зависят от целей оператора и опыта выполнения операций техобслуживания. Рекомендуемая программа была разработана на основе углубленного изучения потребностей операторов и стоящих перед ними задач. В зависимости от типа судна количество вспомогательного оборудования на его борту может варьироваться от 75 до 150 единиц. Как правило, программа CBM охватывает следующие типы вспомогательного оборудования:
- системы смазки двигателя;
- грузовые насосы;
- вентиляторы и воздухозаборники машинного отделения;
- очистители воздуха машинного отделения;
- вентиляторы системы охлаждения основного двигателя;
- турбокомпрессоры;
- холодильные установки;
- центробежные насосы.
Наличие технической поддержки, оказываемой специалистами центра удаленной диагностики SKF, позволяет обучать судовых специалистов по мониторингу состояния по упрощенной программе, а в некоторых случаях, вообще не требует от экипажа каких-либо специальных знаний и навыков в области мониторинга состояния.
Этапы реализации программы
Исходной точкой разработки программы является оценка технического состояния и составление карты критичного оборудования, а также определение месторасположения точек замера и характеристик трендов.
Сбор данных производится с помощью портативных сборщиков, которые сочетают легкость в эксплуатации и широкие возможности анализа сложных вибрационных характеристик машин.
Поставляемые SKF системы мониторинга в реальном времени и с регистрацией данных обеспечивают оптимальный уровень безопасности и надежности критичного судового оборудования путем непрерывного сбора данных в автоматическом режиме. Это позволяет производить анализ и интерпретацию данных в любое время либо непосредственно на судне, либо путем передачи данных в центр удаленной диагностики по каналам радиосвязи. В центре удаленной диагностики SKF мониторингом и интерпретацией данных занимаются дипломированные специалисты в области надежности машин. По результатам обработки данных составляются индивидуальные отчеты, в которых указывается наличие развивающихся дефектов и рекомендуемые действия по их устранению, что облегчает составление графика работ по техобслуживанию. Данные отчеты могут служить основой для разработки общей программы техобслуживания судов и графиков проведения ремонтных работ.
SKF предоставляет услуги специалистов по проактивному техобслуживанию и выверке валов машин и оборудования.
Конкретный пример
После того, как судоходной компанией BP Shipping был накоплен большой опыт использования систем мониторинга состояния в рамках стратегии предупредительного техобслуживания, направленной на повышение эксплуатационной готовности и эффективности судов, руководство компании приняло решение поднять стратегию техобслуживания на новый уровень, то есть осуществить переход от техобслуживания по фактическому состоянию к проактивному. Проактивное техобслуживание обеспечивает не только выявление развивающихся дефектов, требующих принятия оперативных мер, но и позволяет проводить углубленное исследование первопричин отказов в целях предупреждения повторяющихся отказов и дальнейшего повышения надежности судового оборудования и судна в целом. Для решения этой задачи компании требовался партнер, способный обеспечить достоверный и своевременный анализ данных и обладающий знаниями и опытом в области надежности машин и разработки технических средств мониторинга состояния. Выбор пал на SKF, перед специалистами которой была поставлена задача усовершенствования существующей системы мониторинга состояния и оптимизации стратегии техобслуживания судов.
Сбор данных на судах осуществляется по унифицированной технологии и в установленном формате. Собранные данные по радио каналу передаются в центр удаленной диагностики SKF, где их анализируют дипломированные специалисты по надежности машин. Результаты анализа представляются в удобном формате индивидуальных отчетов, которые акцентируют внимание судовых инженеров на тех машинах, которые больше всего нуждаются в техобслуживании.
В случае возникновения существенных или повторяющихся отказов проводится анализ первопричин отказов с участием инженеров SKF.
Наконец, наличие достоверных ретроспективных данных о состоянии машин уменьшает вероятность проведения обязательного визуального контроля оборудования во время обязательных портовых инспекций соответствия эксплуатационным требованиям, что обеспечивает существенную экономию времени и затрат.
Еще одно преимущество программы CBM - повышение безопасности и сохранение здоровья экипажа. После установки сигнальныхдатчиков сбор данных производится в автоматическом режиме, поэтому судовому инженеру и другим членам экипажа больше не нужно входить в зоны повышенной опасности или приближаться к потенциально опасному оборудованию для считывания показаний контрольно-измерительных приборов.
SKF поставляет комплексные решения, позволяющие реализовать стратегии техобслуживания по фактическому состоянию и проактивного техобслуживания судового вспомогательного оборудования на базе концепции CBM, а также широкий спектр компонентов систем мониторинга состояния и сервисных услуг. Установите систему SKF на борту, чтобы ощутить преимущества концепции CBM.