Шкив ременной передачи – это колесо с канавками или зубьями по окружности обода. Благодаря силам трения и механического зацепления шкива, и ремня передается энергия от ведущего шкива к ведомому с изменением крутящего момента и скорости вращения. Для крепления на валу шкивы имеют центральное отверстие и шпоночный паз или крепятся с помощью монтажной втулки тапербуш. Для увеличения длины шпоночного паза шкивы могут иметь ступицу. По краям обода шкивы могут иметь возвышения-реборды над рабочей частью для предотвращения соскальзывания ремня. Для снижения инерционных масс шкивы большого диаметра отливаются пустотелыми со спицами жесткости между ободом и ступицей.
Ремни и шкивы
Ременной передачей соединяют валы удаленных силовых агрегатов, а также в случаях, когда необходима бесшумная, плавная передача, и не требуется точное позиционирование связываемых агрегатов. Состоит такая конструкция из шкивов (ведомый и ведущий) и охватывающего их ремня. Движение передается силами трения, появляющихся при натяжении ремня по площади контакта шкивов и ремня (клиновые и поликлиновые ремни); для зубчатых – движение передается путем зацепления зубьев ремня и шкива. Это накладывает определённые требования к материалу ремня и к профилю ремня и шкивов.