8 (800) 700 72 07
Выбрать город

Время работы информационной службы:
с 09:00 до 18:00 по московскому времени по будням

Бесплатный федеральный номер +7 (800) 700-72-07
Санкт-Петербург +7 (812) 449-72-07
Москва +7 (495) 642-72-07
Нижний Новгород +7 (831) 200-22-38
Воронеж +7 (473) 251-98-84
Челябинск +7 (351) 216-02-49
Ростов-на-Дону +7 (863) 204-20-98
Екатеринбург +7 (343) 311-17-16
Новосибирск +7 (383) 211-91-66
Ваш город - ?
В Вашем городе отсутствует
филиал Technobearing.
Выберите почтовую доставку?
Главная/Подшипники/Подшипники/Игольчатые подшипники

Игольчатые подшипники

Следует учесть большое количество факторов, чтобы осуществить выбор подшипника; далее перечисляются основные факторы, влияющие на его выбор:

  • действительная нагрузка и возможные удары
  • скорость вращения
  • рабочая температура
  • твердость дорожек качения
  • твердость иголок подшипника
  • смазывание

Коэффициент динамической нагрузки

Коэффициент динамической нагрузки подшипника C - это постоянная радиальная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение одного миллиона оборотов. Коэффициент динамической нагрузки подшипников C с сепаратаром и подпятниками, приведенными в таблицах с размерами, отвечают Общим Стандартам ISO, поэтому рекомендуется придерживаться данных стандартов для их верного использования.

 

Коэффициент статической нагрузки

Коэффициент статической нагрузки C0 учитывается только тогда, когда существует нагрузка, но при отсутствии вращения. Для радиальных подшипников, нагрузка выражена в радиальном направлении, в то время, как для осевых подшипников, нагрузка выражена в осевом направлении (с учетом концентрированной нагрузки), для которой давление между телами качения и дорожками достигает следующих значений:

  • 4.000 Н/мм2 для всех роликовых и игольчатых подшипников
  • 4.200 Н/мм2 для шариковых подшипников

В приведенных выше условиях, коэффициент статической нагрузки C0, приблизительно соответствует деформации наиболее нагруженного тела качения и деформации одной из дорожек равной 1/10.000 диаметра тела качения. Все приведенное выше имеет значение при стандартных рабочих условиях, а деформация может допускаться, не влияя на эффективность эксплуатации.

 

Расчет номинальной долговечности

Номинальный эксплуатационный ресурс можно рассчитать следующим образом:

расчет номинальной долговечности

L =  теоретический эксплуатационный ресурс, в миллионах оборотов
Lh =  теоретический эксплуатационный ресурс, в рабочих часах
C =  коэффициент динамической нагрузки (в кг)
P =  эквивалентная динамическая нагрузка, действующая на подшипник (в кг)
C/P =  соотношение нагрузки
p =  показатель степенной зависимости между нагрузкой на изделие и его долговечностью (p=10/3 для игольчатых подшипников и цилиндрических роликоподшипников;  p=3 - для шариковых подшипников)
n =  количество рабочих оборотов

Следует подчеркнуть, что в случае комбинированных подшипников (игольчатые подшипники с радиальным рядом шариков и игольчатые подшипники с осевым радом шариков) долговечность нужно рассчитывать отдельно, на основании коэффициентов динамической нагрузки, приведенных в нижеследующих таблицах.

В тех случаях, когда необходимо сделать выбор на том, какой тип подшипника нужно использовать в том или ином применении, следует определить время и долговечность использования оборудования, и режим его работы, постоянный или импульсный. При отсутствии опыта, можно взять за основу приведенную ниже таблицу:

Часы работы Тип устройства
от 4.000
до 8.000
бытовая техника, сельскохозяйственные машины (станки с импульсным режимом работы, для которых прерывание работы не имеет большого значения).
от 8.000
до 12.000
станки, работающие нерегулярно, двигатели для бытовых электроприборов, погрузочно-разгрузочные устройства (станки коротковременного режима работы, для которых возможное прерывание в работе может иметь значение).
от 12.000
до 24.000
станки, работающие весь день, даже непостоянно (электрические двигатели, разные зацепления).
от 24.000
до 30.000
оборудование, работающее весь день в постоянном режиме работы, станки и устройства для промышленности.
от 30.000
до 1000.000
оборудование, работающее 24 часа в сутки, а также требующие максимальной надежности, насосы компрессоры, печатное оборудование генераторы энергии, водопроводы

 

Эксплуатационный ресурс

Эксплуатационным ресурсом считается максимальный предел срока эксплуатации, достигаемого подшипником в применении. Расчет эксплуатационного ресурса может оказаться заданием непростым, т.к. многие факторы могут оказать влияние на долговечность подшипника, начиная от перекосов вала к корпусу подшипника, смазки, рабочей температуры. Рекомендуется, при возможности, ссылаться на предыдущий опыт.

 

Эквивалентная статическая нагрузка Po

Эквивалентная статическая нагрузка Po ограничена коэффициентом статического запаса прочности So, и считается радиальной нагрузкой для радиальных подшипников с осевой нагрузкой, и центрированной - для осевых подшипников, отсюда:

эквивалентная статическая нагрузка Po

 

Эквивалентная динамическая нагрузка P

Эквивалентная динамическая нагрузка P на радиальном подшипнике или подпятнике зависит от характеристик станка и (или) оборудования, на котором они установлены. Следует учитывать случайные нагрузки, возникающие от эксплуатации станка, а значит вибрацию, удары, избыточные нагрузки на детали. Из этого следует, что рассчитывать эффективную нагрузку становится трудно, потому как нужно учитывать разные факторы, поэтому можно сделать вывод, что ранее накопленный опыт в сфере монтажа является наилучшим руководством. Также необходимо проводить отличие между подшипниками осевого и радиального типа, на которых рассчитывется эквивалентная динамическая нагрузка, используя следующие формулы:

эквивалентная динамическая нагрузка P

 

Предельное значение статической нагрузки соответствует способности подшипника выносить применяемые нагрузки при отсутствии движения или при наличии очень медленных биений. Такие нагрузки также могут создавать деформации, местами остаточные, даже если в некоторых случаях могут считаться относительно приемлемыми. Отсюда берет начало понятие коэффициент статического запаса прочности, указывающий на степень безопасности подшипника по отношению к деформациям. Коэффициент статического запаса прочности можно получить, используя следующую формулу:

коэффициент статического запаса прочности So

 

Ориентировочные значения коэффициента статического запаса прочности S0 в рабочих условиях Роликовые и игольчатые подшипники Шариковые подшипники
Повышенная точность вращения, при нагрузках и ударах 3 2
Нормальная точность вращения с увеличенными требованиями бесшумности 1,5 1
Предельная точность вращения, минимальные требования бесшумности 1 0,5

 

Влияние рабочей температуры

Важно учитывать рабочую температуру, при которой работает роликовый игольчатый подшипник во время своей эксплуатации, т.к. с изменением температуры могут изменяться условия подшипника: например, когда подшипник подвергается работе при очень высокой температуре, твердость материала подшипника изменяется, отсюда истекает, что нагрузка, переносимая подшипником будет гораздо ниже. Работая при температуре выше 120°, как коэффициенты динамической нагрузки, так и коэффициенты статической нагрузки подвергаются изменениям, уменьшая эффективную грузоподъемность. (Для подшипников с уплотнениями RS и 2RS рекомендуется не превышать + 80 °C).

Для применений, в которых предусматривается рабочая температура около 120° или выше, необходимо подвергнуть подшипник, а точнее кольца, стабилизирующей термической обработке, избегая появления серьезных размерных изменений, способных нарушить качество работы роликовых игольчатых подшипников.

Еще одним важным фактором для правильного использования роликовых игольчатых подшипников является смазка, т.к. прежде всего при высокой температуре, применение неподходящей консистентной смазки или жидкого масла может повлиять на хорошую работу подшипника, вызывая его перегрев и избыточный износ. Ниже приводятся разделы с более подробными сведениями о смазывании подшипников консистентной смазкой или жидким маслом.

Конструкция дорожек качения

Для роликовых игольчатых подшипников, игольчатых роликовых сепараторов и т.п., устанавливаемых без внутреннего или внешнего колес, т.е. с использованием вала в качестве канавок качения, нужно обеспечить твердость дорожек качения и игольчатых подшипников в диапазоне от 58 до 64 HRC. Если дорожки качения наделены твердостью ниже приведенных значений, можно сделать вывод, что грузоподъемность подшипника уменьшается и увеличивается его износ. 

При выборе более подходящего материала для изготовления дорожек качения можно использовать легированную сталь с соответствующей степенью чистоты, как, например:

  • Цельные закаленные стали
  • Цементируемые стали
  • Стали пламенной или индукционной закалки

Количество оборотов и максимально допустимая скорость

Максимально допустимая скорость вращения подшипника качения зависит от бесчисленных факторов, которые должны учитываться с целью получения достаточно достоверного значения. Ниже приводятся самые важные факторы, которые следует учитывать при определении максимального числа оборотов, переносимого подшипником качения:

  • тип подшипника (форма и размеры).
  • нагрузка
  • смазывание (жидкая или консистентная смазка).
  • коэффициент охлаждения

В иных случаях могут учитываться и другие факторы, как, например, бесшумность и уплотняющая способность соблюдая следующие правила:

  • правильность монтажа
  • нормальный рабочий зазор
  • постоянные рабочие условия

Следует заметить, что в применениях специального назначения, где необходимо превысить допустимое количество оборотов, нужно принять особые меры, как, например, использование смазки с циркуляцией масла. Для очень высоких скоростей вращения, следует применять приведенную выше смазку, но с системой охлаждения масла или, в крайних случаях, смазку дымообразующим маслом или капельное смазывание. В применениях специального назначения рекомендуется использование специальных сепараторов.

Допуски

Допуски подшипников стандартизированы на отечественном и международном уровне в соответствии с системой стандартизации ISO. Подшипники изготавливаются с определенной точностью и, как правило, характеризуются классом точности P0. На заказ, могут изготавливаться подшипники имеющие класс точности P6, P5, P4 и P2. Последние типы подшипников производятся для специальных назначений таких, как высокоточная направляющая оси или сверхвысокие скорости качения.

 

Нормальный класс допуска Р0

Внутреннее кольцо (значение допусков выраженно в µм)
d mm Δdmp VDp Vdpm ΔBS VBS Kia
сверх до max min 8,9 max 0 max 2,3 max max отклонение max max
2,5 10 0 -8 10 8 6 6 0 -120 15 10
10 18 0 -8 10 8 6 6 0 -120 20 10
18 30 0 -10 13 10 8 8 0 -120 20 13
30 50 0 -12 15 12 9 9 0 -120 20 15
50 80 0 -15 19 19 11 11 0 -150 25 20
80 120 0 -20 25 25 15 15 0 -200 25 25
120 180 0 -25 31 31 19 19 0 -250 30 30
180 250 0 -30 38 38 23 23 0 -300 30 40
250 315 0 -35 44 44 26 26 0 -350 35 50
315 400 0 -40 50 50 30 30 0 -400 40 60
400 500 0 -45 56 56 34 34 0 -450 50 65
500 630 0 -50 63 63 38 38 0 -500 60 70
630 800 0 -75 - - - - 0 -750 70 80
800 1 000 0 -100 - - - - 0 -1 000 80 90
1 000 1 200 0 -125 - - - - 0 -1 250 100 100

 

Внешнее кольцо (значение допусков выраженно в µм)
D mm ΔDmp VDp VDpm* Kea ΔCS VCS
сверх до max min max max max max max Равно
ΔBS
и VBS
для
внутреннего
кольца
одного
и того же
подшипника
6 18 0 -8 10 8 6 6 15
18 30 0 -9 12 9 7 7 15
30 50 0 -11 14 11 8 8 20
50 80 0 -13 16 13 10 10 25
80 120 0 -15 19 19 11 11 35
120 150 0 -18 23 23 14 14 40
150 180 0 -25 31 31 19 19 45
180 250 0 -30 38 38 23 23 50
250 315 0 -35 44 44 26 26 60
315 400 0 -40 50 50 30 30 70
400 500 0 -45 56 56 34 34 80
500 630 0 -50 63 63 38 38 100
630 800 0 -75 94 94 55 55 120
800 1 000 0 -100 125 125 75 75 140
1 000 1 250 0 -125 - - - - 160
1 250 1 600 0 -160 - - - - 190

 

Класс допуска Р5

Внутреннее кольцо (значение допусков выраженно в µм)
d mm Δdmp Vdp Vdpm Kia ΔBs VBS
сверх до max min 8,9 max 0, 2, 3 max max max верхнее нижнее max
2,5 10 0 -5 5 4 3 4 0 -40 5
10 18 0 -5 5 4 3 4 0 -80 5
18 30 0 -6 6 5 3 4 0 -120 5
30 50 0 -8 8 6 4 5 0 -120 5
50 80 0 -9 9 7 5 5 0 -150 6
80 120 0 -10 10 8 5 6 0 -200 7
120 180 0 -13 13 10 7 8 0 -250 8
180 250 0 -15 15 12 8 10 0 -300 10
250 315 0 -18 18 14 9 13 0 -350 13
315 400 0 -23 23 18 12 15 0 -400 16

 

Внешнее кольцо (значение допусков выраженно в µм)
D min ΔDmp VDp VDpm* Kea SD ΔCs Vcs
сверх до max min 8, 9 max 0, 2, 3 max max max max
6 18 0 -5 5 4 3 5 8 Равно
ΔBS
и
VBS
для
внутреннего
кольца
одного
и того же
подшипника
5
18 30 0 -6 6 5 3 6 8 5
30 50 0 -7 7 5 4 7 8 5
50 80 0 -9 9 7 5 8 8 6
80 120 0 -10 10 8 5 10 9 8
120 150 0 -11 11 8 6 11 10 8
150 180 0 -13 13 10 7 13 10 8
180 250 0 -15 15 11 8 15 11 10
250 315 0 -18 18 14 9 18 13 11
315 400 0 -20 20 15 10 20 13 13
400 500 0 -23 23 17 12 23 15 15
500 630 0 -28 28 21 14 25 18 18
630 800 0 -35 35 26 18 30 20 20

 

Класс допуска Р6

Внутреннее кольцо (значение допусков выраженно в µм)
d mm Δdmp VDp V dpm Kia ΔBs VBS
сверх до max min 8, 9 max 0 max 2, 3 max max max от до
2,5 10 0 -7 9 7 5 5 6 0 -120 15
10 18 0 -7 9 7 5 5 7 0 -120 20
18 30 0 -8 10 8 6 6 8 0 -120 20
30 50 0 -10 13 10 8 8 10 0 -120 20
50 80 0 -12 15 15 9 9 10 0 -150 25
80 120 0 -15 19 19 11 11 13 0 -200 25
120 180 0 -18 23 23 14 14 18 0 -250 30
180 250 0 -22 28 28 17 17 20 0 -300 30
250 315 0 -25 31 31 19 19 25 0 -350 35
315 400 0 -30 38 38 23 23 30 0 -400 40
400 500 0 -35 44 44 26 26 35 0 -450 45
500 630 0 -40 50 50 30 30 40 0 -500 50

 

Внешнее кольцо (значение допусков выраженно в µм)
D mm ΔDmp VDp VDpm* Kea ΔCS VCS
сверх до max min max max max max max
6 18 0 -7 9 7 5 5 8 Равно
ΔBS
и VBS
для
внутреннего
кольца
одного
и того же
подшипника
18 30 0 -8 10 8 6 6 9
30 50 0 -9 11 9 7 7 10
50 80 0 -11 14 11 8 8 13
80 120 0 -13 16 16 10 10 18
120 150 0 -15 19 19 11 11 20
150 180 0 -18 23 23 14 14 23
180 250 0 -20 25 25 15 15 25
250 315 0 -25 31 31 19 19 30
315 400 0 -28 35 35 21 21 35
400 500 0 -33 41 41 25 25 40
500 630 0 -38 48 48 29 29 50
630 800 0 -45 56 56 34 34 60
800 1 000 0 -60 75 75 45 45 75

 

Допуски осевых подшипников

Допуски диаметра отверстия подкладного кольца для вала (значение допусков выражено в µм)
d mn Δdmp V dpm
сверх до max min max
- 18 0 -8 6
18 30 0 -10 8
30 50 0 -12 9
50 80 0 -15 11
80 120 0 -20 15
120 180 0 -25 19
180 250 0 -30 23
250 315 0 -35 26
315 400 0 -40 30
400 500 0 -45 34
500 630 0 -50 38
630 800 0 -75 -
800 1 000 0 -100 -
1 000 1 250 0 -125 -

 

Изменение толщины подкладных колец для вала и для корпуса (значение допусков в мм)
d mm Si класс допуска Se класс допуска
P0 нормальный допуск P6 P5 P0 нормальный допуск, P6, P5
сверх до max max max
- 18 10 5 3 Равно
Si для
подкладного
кольца
вала
одного
и того же
подшипника.
18 30 10 5 3
30 50 10 6 3
50 80 10 7 4
80 120 15 8 4
120 180 15 9 5
180 250 20 10 5
250 315 25 13 7
315 400 30 15 7
400 500 30 18 9
500 630 35 21 11
630 800 40 25 13
800 1 000 45 30 15
1 000 1 250 50 35 18

 

 

Допуски наружного диаметра подкладного кольца для корпуса (значение допусков выражено в µм)
D mm P0 (нормальные допуски) P6 и P5
ΔD mp V Dp
сверх до max min max
10 18 0 -11 8
18 30 0 -13 10
30 50 0 -16 12
50 80 0 -19 14
80 120 0 -22 17
120 180 0 -25 19
180 250 0 -30 23
250 315 0 -35 26
315 400 0 -40 30
400 500 0 -45 34
500 630 0 -50 38
630 800 0 -75 55
800 1 000 0 -100 75
1 000 1 250 0 -125 -
1 250 1 600 0 -160 -

 

 

d mm T отклонение
сверх до max min
- 30 +20 -250
30 50 +20 -250
50 80 +20 -300
80 120 +25 -300
120 180 +25 -400
180 250 +30 -400
250 315 +40 -400
315 400 +40 500
400 500 +50 -500
500 630 +60 -600
630 800 +70 -750
800 1 000 +80 -1 000
1 000 1 250 +100 -1 400

 

Допуски ISO для отверстий (DIN ISO 286-2)

Обознач Теорет. отклонен. Теоретический диапазон размеров в мм
более 3 6 10 18 30 40 50 65 80 100 120 140 160 180 200 225 250 280 315 355 400 450 500 560 630 710 800 900
более 6 10 18 30 40 50 65 80 100 120 140 160 180 200 225 250 280 315 355 400 450 500 560 630 710 800 900 1000
Отклонение в мм
E 6 верхн. +28 +34 +43 +53 +66 +79 +94 +110 +129 +142 +161 +175 +189 +210 +226
E 6 нижн. +20 +25 +32 +40 +50 +60 +72 +85 +100 +110 +125 +135 +145 +160 +170
E 7 верхн. +32 +40 +50 +61 +75 +90 +107 +125 +146 +162 +182 +198 +215 +240 +260
E 7 нижн. +20 +25 +32 +40 +50 +60 +72 +85 +100 +110 +125 +135 +145 +160 +170
E 11 верхн. +95 +115 +142 +170 +210 +250 +292 +335 +390 +430 +485 +535 +585 +660 +730
E 11 нижн. +20 +25 +32 +40 +50 +60 +72 +85 +100 +110 +125 +135 +145 +160 +170
E 12 верхн. +140 +175 +212 +250 +300 +360 +422 +485 +156 +630 +695 +765 +845 +960 +1070
E 12 нижн. +20 +25 +32 +40 +50 +60 +72 +85 +100 +110 +125 +135 +145 +160 +170
E 13 верхн. +200 +245 +302 +370 +440 +520 +612 +715 +820 +920 +1015 +1105 +1245 +1410 +1570
E 13 нижн. +20 +25 +32 +40 +50 +60 +72 +85 +100 +110 +125 +135 +145 +160 +170
F 6 верхн. +18 +22 +27 +33 +41 +49 +58 +68 +79 +88 +98 +108 +120 +130 +142
F 6 нижн. +10 +13 +16 +20 +25 +30 +36 +43 +50 +56 +62 +68 +76 +80 +86
F 7 верхн. +22 +28 +34 +40 +50 +60 +71 +83 +96 +108 +119 +131 +146 +160 +176
F 7 нижн. +10 +13 +16 +21 +25 +30 +36 +43 +50 +56 +62 +68 +76 +80 +86
F 8 верхн. +28 +35 +43 +53 +64 +76 +90 +106 +122 +137 +151 +165 +186 +205 +226
F 8 нижн. +10 +13 +16 +20 +25 +30 +36 +43 +50 +56 +62 +68 +76 +80 +86
G 6 верхн. +12 +14 +17 +20 +25 +29 +34 +39 +44 +49 +54 +60 +66 +74 +82
G 6 нижн. +4 +5 +6 +7 +9 +10 +12 +14 +15 +17 +18 +20 +22 +24 +26
G 7 верхн. +16 +20 +24 +28 +34 +40 +47 +54 +61 +69 +75 +83 +92 +104 +116
G 7 нижн. +4 +5 +6 +7 +9 +10 +12 +14 +15 +17 +18 +20 +22 +24 +26
G 8 верхн. +22 +27 +33 +40 +48 +56 +66 +77 +87 +98 +107 +117 +132 +149 +116
G 8 нижн. +4 +5 +6 +7 +9 +10 +12 +14 +15 +17 +18 +20 +22 +24 +26
H 6 верхн. +8 +9 +11 +13 +16 +10 +22 +25 +29 +32 +36 +40 +44 +50 +56
H 6 нижн. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
H 7 верхн. +12 +15 +18 +21 +25 +30 +35 +40 +46 +52 +57 +63 +70 +80 +90
H 7 нижн. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
H 8 верхн. +18 +22 +27 +33 +39 +46 +54 +63 +72 +81 +89 +97 +110 +125 +140
H 8 нижн. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
H 9 верхн. +30 +36 +43 +52 +62 +74 +87 +100 +115 +130 +140 +155 +175 +200 +230
H 9 нижн. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
H 10 верхн. +48 +58 +70 +84 +100 +120 +140 +160 +185 +210 +230 +250 +280 +320 +360
H 10 нижн. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
H 11 верхн. +75 +90 +110 +130 +160 +190 +220 +250 +290 +320 +360 +400 +440 +500 +560
H 11 нижн. 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
J 6 верхн. +5 +5 +6 +8 +10 +13 +16 +18 +22 +25 +28 +33 - - -
J 6 нижн. -3 -4 -5 -5 -6 -6 -6 -7 -7 -7 -7 -7 - - -
J 7 верхн. +6 +8 +10 +12 +14 +18 +22 +26 +30 +36 +39 +43 - - -
J 7 нижн. -6 -7 -8 -2 -11 -12 -13 -14 -16 -16 -18 -20 - - -
J 8 верхн. +10 +12 +15 +20 +24 +28 +34 +41 +47 +55 +60 +66 - - -
J 8 нижн. -8 -10 -12 -13 -15 -18 -20 -22 -25 -26 -29 -31 - - -
JS 6 верхн. +4 +4,5 +5,5 +6,5 +8 +9,5 +11 +12,5 +14,5 +16 +18 +20 +22 +25 +28
JS 6 нижн. -4 -4,5 -5,5 -6,5 -8 -9,5 -11 -15,5 -14,5 -16 -18 -20 -22 -25 -28
JS 7 верхн. +6 +7,5 +9 +10,5 +12,5 +15 +17,5 +20 +23 +26 +28,5 +31,5 +35 +40 +45
JS 7 нижн. -6 -7,5 -9 -10,5 -12,5 -15 -17,5 -20 -23 -26 -28,5 -31,5 -35 -40 -45
JS 8 верхн. +9 +11 +13,5 +16,5 +19,5 +23 +27 +31,5 +36 +40,5 +44,5 +48,5 +55 +62,5 +70
JS 8 нижн. -9 -11 -13,5 -16,5 -19,5 -23 -27 -31,5 -36 -40,5 -44,5 -48,5 -55 -62,5 -70
K 6 верхн. +2 +2 +2 +2 +3 +4 +4 +4 +5 +5 +7 +8 0 0 0
K 6 нижн. -6 -7 +9 -11 -13 -15 -18 -21 -24 -27 -29 -32 -44 -50 -56
K 7 верхн. +3 +5 +6 +6 +7 +9 +10 +12 +13 +16 +17 +18 0 0 0
K 7 нижн. -9 -10 -12 -15 -18 -21 -25 -28 -33 -36 -40 -45 -70 -80 -90
K 8 верхн +5 +6 +8 +10 +12 +14 +16 +20 +22 +25 +28 +29 0 0 0
K 8 нижн. -13 -16 -19 -23 -27 -32 -38 -43 -50 -56 -61 -68 -110 -125 -140
M6 верхн -1 -3 -4 -4 -4 -5 -6 -8 -8 -9 -10 -10 -26 -30 -34
M6 нижн. -9 -12 -15 -17 -20 -24 -28 -33 -37 -41 -46 -50 -70 -80 -90
M7 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 -26 -30 -34
M7 нижн. -12 -15 -18 -21 -25 -30 -35 -40 -46 -52 -57 -63 -96 -110 -124
M8 верхн. +2 +1 +2 +4 +5 +5 + 8 +8 +9 +9 +11 +11 -26 -30 -34
M8 нижн. -16 -21 -25 -29 -34 -41 - 55 -55 -63 -72 -78 -86 -136 -155 -174
N 6 верхн. -5 -7 -9 -11 -12 -14 -16 -20 -22 -25 -26 -27 -44 -50 -56
N 6 нижн. -13 -16 -20 -24 -28 -33 -38 -45 -51 -57 -62 -67 -88 -100 -112
N 7 верхн. -4 -4 -5 -7 -8 -9 -10 -12 -14 -14 -16 -17 -44 -50 -56
N 7 нижн. -16 -19 -23 -28 -33 -39 -45 -52 -60 -66 -73 -80 -114 -130 -146
N 8 верхн. -2 -3 -3 -3 -3 -4 -4 -4 -5 -5 -5 -6 -44 -50 -56
N 8 нижн. -20 -25 -30 -36 -42 -50 -58 -67 -77 -86 -94 -103 -154 -175 -196
P 6 верхн. -9 -12 -15 -18 -21 -26 -30 -36 -41 -47 -51 -55 -78 -88 -100
P 6 нижн. -17 -21 -26 -31 -37 -45 -52 -61 -70 -79 -87 -95 -122 -138 -156
P 7 верхн. -8 -9 -11 -14 -17 -21 -24 -28 -33 -36 -41 -45 -78 -88 -100
P 7 нижн. -20 -24 -29 -35 -42 -51 -59 -68 -79 -88 -98 -108 -148 -168 -190
P 8 верхн. -12 -15 -18 -22 -26 -32 -37 -43 -50 -56 -62 -68 -78 -88 -100
P 8 нижн. -30 -37 -45 -55 -65 -78 -91 -106 -122 -137 -151 -165 -188 -213 -240
R 6 верхн. -12 -16 -20 -24 -29 -35 -37 -44 -47 -56 -58 -61 -68 -71 -75 -85 -89 -97 -103 -113 -119 -150 -155 -175 -185 -210 -220
R 6 нижн. -20 -25 -31 -37 -45 -54 -56 -66 -69 -81 -83 -86 -97 -100 -104 -117 -121 -133 -139 -153 -159 -194 -199 -225 -235 -266 -276
R 7 верхн. -11 -13 -16 -20 -25 -30 -32 -38 -41 -48 -50 -53 -60 -63 -67 -74 -78 -87 -93 -103 -109 -150 -155 -175 -185 -210 -220
R 7 нижн. -23 -28 -34 -41 -50 -60 -62 -73 -76 -88 -90 -93 -106 -109 -113 -126 -130 -144 -150 -166 -172 -220 -225 -255 -265 -300 -310

 

Допуски ISO для валов (DIN ISO 286-2)

Обознач Теорет. отклонен. Теоретический диапазон размеров в мм
более 3 б 10 18 30 40 50 б5 80 100 120 140 1б0 180 200 225 250 280 315 355 400 450
более 6 10 18 30 40 50 б5 80 100 120 140 1б0 180 200 225 250 280 315 355 400 450 500
Отклонение в мм
a 12 верхн -270 -280 -290 -300 -310 -320 -340 -3б0 -380 -410 -4б0 -520 -580 -бб0 -740 -820 -920 -1050 -1200 -1350 -1500 -1б50
a 12 нижн. -380 -430 -470 -510 -5б0 -570 -б40 -бб0 -730 -7б0 -860 -920 -980 -1120 -1200 -1280 -1440 -1570 -1770 -1920 -2130 -2280
a 13 верхн -270 -280 -290 -300 -310 -320 -340 -3б0 -380 -410 -4б0 -520 -580 -бб0 -740 -820 -920 -1050 -1200 -1350 -1500 -1б50
a 13 нижн. -450 -500 -5б0 -б30 -700 -710 -800 -820 -920 -450 -1090 -1150 -1210 -1380 -14б0 -1540 -1730 -1860 -2090 -2240 -2470 -2б20
c 13 верхн -70 -80 -95 -110 -120 -130 -140 -150 -170 -180 -200 -210 -230 -240 -2б0 -280 -300 -330 -3б0 -400 -440 -480
c 13 нижн. -250 -300 -3б5 -440 -510 -520 -600 -610 -710 -720 -830 -840 -860 -960 -980 -1000 -1110 -1140 -1250 -1290 -1410 -1450
d 6 верхн -30 0 -50 -б5 -80 -100 -120 -145 -170 -190 -210 -230
d 6 нижн. -38 -49 -61 -78 -96 -119 -142 -170 -199 -222 -246 -270
e 6 верхн -20 -25 -32 -40 -50 -60 -72 -85 -100 -110 -125 -135
e 6 нижн. -28 -34 -43 -53 -бб -79 -94 -110 -129 -142 -161 -175
e 13 верхн -20 -25 -32 -40 -50 -б0 -72 -85 -100 -110 -125 -135
e 13 нижн. -200 -245 -302 -370 -440 -520 -б12 -715 -820 -920 -1015 -1105
f 5 верхн -10 -13 -1б -20 -25 -30 -3б -43 -50 -56 -62 -68
f 5 нижн. -15 -19 -24 -29 -3б -43 -51 -61 -70 -79 -87 -95
f 6 верхн -10 -13 -1б -20 -25 -30 -36 -43 -50 -56 -62 -68
f 6 нижн. -18 -22 -27 -33 -41 -49 -58 -68 -79 -88 -98 -108
f 7 верхн -10 -13 -1б -20 -25 0 -36 -43 -50 -56 -62 -68
f 7 нижн. -22 -28 -34 -41 -50 -60 -71 -83 -96 -108 -119 -131
g 5 верхн -4 -5 -7 -9 -10 -12 -14 -15 -17 -18 -20
g 5 нижн. -9 -11 -14 -1б -20 -23 -27 -32 -35 -40 -43 -47
g 6 верхн -4 -5 -7 -9 -10 -12 -14 -15 -17 -18 -20
g 6 нижн. -12 -14 -17 -20 -25 -29 -34 -39 -44 -49 -54 -60
g 7 верхн -4 -5 -7 -9 -10 -12 -14 -15 -17 -18 -20
g 7 нижн -1б -20 -24 -28 -34 -40 -47 -54 -61 -69 -75 -83
h 4 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 4 нижн -4 -4 -5 -7 -8 -10 -12 -14 -16 -18 -20
h 5 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 5 нижн -5 -8 -9 -11 -13 -15 -18 -20 -23 -25 -27
h 6 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 6 нижн -8 -9 -11 -13 -1б -19 -22 -25 -29 -32 -36 -40
h 7 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 7 нижн -12 -15 -18 -21 -25 -30 -35 -40 -46 -52 -57 -63
h 8 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 8 нижн -18 -22 -27 -33 -39 -46 -54 -63 -72 -81 -89 -97
h 10 hoher 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 10 tiefer -48 -58 -70 -84 -100 -120 -140 -160 -185 -210 -230 -250
h 11 верхн 0 о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 11 нижн -75 0 -9 -110 -130 -1б0 -190 -220 -250 -290 -320 -360 -400
h 12 верхн 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
h 12 нижн -120 -150 -180 -210 -250 -300 -350 -400 -460 -520 -570 -630
j 5 верхн +3 +4 +5 +5 +6 +6 +7 +7 +7 +7 +7
j 5 нижн -2 -2 -3 -4 -5 -7 -9 -11 -13 -16 -18 -20
j 6 верхн +7 +8 +9 + 11 + 12 + 13 + 14 + 1б + 1б + 18 +20
j 6 нижн -2 -2 -3 -4 -5 -7 -9 -11 -13 -16 -18 -20
j 7 верхн +8 + 10 + 12 + 13 + 15 + 18 +20 +22 +25 +26 +29 +31
j 7 нижн -4 -5 -8 -10 -12 -15 -18 -21 -26 -28 -32
js 5 верхн +2,5 +3 +4 +4,5 +5,5 +6,5 +7,5 +9 + 10 +11,5 + 12,5 + 13,5
js 5 нижн -2,5 -3 -4 -4,5 -5,5 -б,5 -7,5 -9 -10 -11,5 -12,5 -13,5
js 6 верхн +4 +4,5 +5,5 +б,5 +8 +9,5 + 11 + 12,5 + 14,5 + 16 + 18 +20
js 6 нижн -4 -4,5 -5,5 -б,5 -8 -9,5 -11 -12,5 -14,5 -16 -18 -20
js 7 верхн +7,5 +9 + 10,5 + 12,5 + 15 + 17,5 +20 +23 +26 +28,5 +31,5
js 7 нижн -7,5 -9 -10,5 -12,5 -15 -17,5 -20 -23 -26 -28,5 -31,5
k 5 верхн +7 +9 + 11 + 13 + 15 + 18 +21 +24 +27 +29 +32
k 5 нижн + 1 + 1 + 1 +2 +2 +2 +3 +3 +4 +4 +4 +5
k 6 верхн +9 + 10 + 12 + 15 + 18 +21 +25 +28 +33 +36 +40 +45
k 6 нижн + 1 + 1 + 1 +2 +2 +2 +3 +3 +4 +4 +4 +5
k 7 верхн + 13 + 1б + 19 +23 +27 +32 +38 +43 +50 +56 +61 +68
k 7 нижн + 1 + 1 + 1 +2 +2 +2 +3 +3 +4 +4 +4 +5
m5 верхн +9 + 12 + 15 + 17 +20 +24 +28 +33 +37 +43 +46 +50
m5 нижн +4 +7 +8 +9 + 11 + 13 + 15 + 17 +20 +21 +23
m 6 верхн + 12 + 15 + 18 +21 +25 +30 +35 +40 +46 +52 +57 +63
m 6 нижн +4 +7 +8 +9 + 11 + 13 + 15 + 17 +20 +21 +23
m 7 верхн. + 1б +21 +25 +29 +34 +41 +48 +55 +63 +72 +78 +86
m 7 нижн +4 +7 +8 +9 + 11 + 13 + 15 + 17 +20 +21 +23
n 5 верхн. + 13 + 1б +20 +24 +28 +33 +38 +45 +51 +57 +62 +67
n 5 нижн +8 + 10 + 12 + 15 + 17 +20 +23 +27 +31 +34 +37 +40
n 6 верхн. + 1б + 19 +23 +28 +33 +39 +45 +52 +60 +66 +73 +80
n 6 нижн +8 + 10 + 12 + 15 + 17 +20 +23 +27 +31 +34 +37 +40
n 7 верхн. +20 +25 +30 +3б +42 +50 +58 +67 +77 +86 +94 + 103
n 7 нижн +8 + 10 + 12 + 15 + 17 +20 +23 +27 +31 +34 +37 +40
p 5 верхн. + 17 +21 +2б +31 +37 +45 +52 +61 +70 +79 +87 +95
p 5 нижн + 12 + 15 + 18 +22 +26 +32 +37 +43 +50 +56 +62 +68
p 6 верхн. +20 +24 +29 +35 +42 +51 +59 +68 +79 +88 +98 + 108
p 6 нижн + 12 + 15 + 18 +22 +26 +32 +37 +43 +50 +56 +62 +68
r 6 верхн. +23 +28 +34 + 141 +50 +60 +62 +57 +76 +88 +90 +93 +106 +109 + 113 + 12б + 130 + 144 + 150 + 1бб + 172
r 6 нижн + 15 + 19 +23 +28 +34 +41 +43 +51 +54 +б3 +б5 +68 +77 +80 +84 +94 +98 + 108 + 114 + 12б + 132

 

Радиальный зазор игольчатых подшипников

Одним из основных факторов воздействия на ресурс роликовых игольчатых подшипников является радиальный зазор, обозначенный средней величиной различных расстояний общего смещения на плоскости, перпендикулярной к оси подшипника. Данный тип смещения - это типичное смещение одного из колец подшипника (второй тип - стационарный) во время качения в разные угловые направления, как по сравнению с вращающимся, так и по сравнению со стационарными кольцами, и в разные угловые позиции группы шариков или роликов по отношению к кольцам.

Учитывая разные коэффициенты зазора, требуемые в поставке, радиальные подшипники заменяются в зависимости от групп первоначального зазора. Как правило, радиальные роликовые игольчатые подшипники изготавливаются с учетом группы нормального радиального зазора CN, которая, при обычной эксплуатации в большинстве случаев, предоставляет удовлетворительные параметры эксплуатации. Радиальный зазор определяется дополнительным обозначением подшипника к классу точности (C2, C3, C4, C5), в то время как к подшипникам с радиальным зазором, соответствующим нормальному классу, не применяются дополнительные обозначения.

Далее, в таблицах приводятся величины радиального зазора.

 

Тип радиального зазора подшипников
ЗАЗОР ЗНАЧЕНИЕ
C2 Радиальный зазор подшипников ниже CN
CN Нормальный радиальный зазор подшипников
C3 Радиальный зазор подшипников выше CN
C4 Радиальный зазор подшипников выше C3

 

Радиальный зазор игольчатых подшипников
Диаметр отверстий Радиальный зазор мм
C2 CN C3 C4
от до min max min max min max min max
- 24 0 25 20 45 35 60 50 75
24 30 0 25 20 45 35 60 50 75
30 40 5 30 25 50 45 70 60 85
40 50 5 35 30 60 50 80 70 100
50 65 10 40 40 70 60 90 80 110
65 80 10 45 40 75 65 100 90 125
80 100 15 50 50 85 75 110 105 140
100 120 15 55 50 90 85 125 125 165
120 140 15 60 60 105 100 145 145 190
140 160 20 70 70 120 115 165 165 215
160 180 25 75 75 125 120 170 170 220
180 200 35 90 90 145 140 195 195 250
200 225 45 105 105 165 160 220 220 280
225 250 45 110 110 175 170 235 235 300
250 280 55 125 125 195 190 260 260 330
280 315 55 130 130 205 200 275 275 350
315 355 65 145 145 225 225 305 305 385
355 400 100 190 190 280 280 370 370 460
400 450 110 210 210 310 310 410 410 510
450 500 100 220 220 330 330 440 440 550

 

Условные обозначения

d номинальный диаметр отверстия
VdP непостоянство диаметра отверстия
Vdmp непостоянство среднего диаметра отверстия
Δ dmp отклонение среднего диаметра отверстия от номинального
D наружный номинальный диаметр
VDp непостоянство наружного диаметра
V Dmp непостоянство среднего наружного диаметра
Δ D mp отклонение среднего наружного диаметра от номинального значения
Kia - Kea концентричность вращения внутреннего кольца (KJ или внешнего кольца (KJ в собранном подшипнике
B ширина подшипника
Δ Bs - Δ CS отклонение одного размера ширины внутреннего кольца (ABs) или внешнего кольца (ACs) от номинального размера
VBs-VCs изменение ширины внутреннего кольца (VB) и внешнего кольца (VC)
Sd неперпендикулярность торца относительно отверстия (ровность)
SD изменение наклонности наружной цилиндрической поверхности относительно боковой поверхности
Si изменение толщины подкладного кольца для вала
Se изменение толщины подкладного кольца для корпуса
T номинальное значение высоты одинарного осевого подшипника

Игольчатые подшипники, являясь разновидностью подшипников с цилиндрическими роликами, отличаются от них отношением длины Lw к диаметру Dw тела качения, которое составляет, как правило, не менее 3:1. Сравнительно небольшой диаметр роликов позволяет получать ту же грузоподъемность при одинаковых диаметрах вала при значительном уменьшении габаритов «живого» сечения подшипника, которое становится соизмеримым с толщиной вкладыша подшипника скольжения. Повышение грузоподъемности можно наращивать посредством увеличения длины игольчатых роликов, однако чрезмерное удлинение приводит к возрастанию перекоса, возникновению осевой силы в подшипнике, повышению тепловыделения. Поэтому отношение длины игольчатого ролика к его диаметру лимитируется значением Lw'Dw — 8:1. С ростом скорости подшипника оно снижается и для скоростных подшипников принимается, как правило, 4:1. При необходимости сохранения большой грузоподъемности и скоростных качеств в игольчатых подшипниках с сепаратором игольчатый ролик разделяют по длине на два ряда.

Другой особенностью игольчатого роликоподшипника является большое отношение диаметра вала к диаметру игольчатого ролика Dw, которое стремится к величине 10 : 1. В подшипниках со сравнительно большим диаметром вала указанное отношение увеличивается, а с малым уменьшается. Факт значительного отношения данных диаметров привносит проблему повышенного выделения тепла, которое должно быть отведено. Игольчатые ролики небольшого диаметра отличаются увеличенным сопротивлением трения и недостаточной стойкостью к ударам. По этой причине игольчатые ролики диаметром < 1 мм в стандартных случаях не изготавливают.

Модификации конструкций данных подшипников многообразны. Подшипники с полным заполнением игольчатыми роликами, т. е. без сепаратора с массивными кольцами, обычно применяют при очень высоких радиальных нагрузках. Благодаря большой статической грузоподъемности они могут воспринимать перегрузки, удары, вибрации. Эксплуатация подшипников в таком режиме даже предпочтительнее, поскольку игольчатые ролики в момент разгрузки имеют возможность стабилизировать свое положение, т. е. избежать перекоса. Они уступают по частоте вращения обычным роликоподшипникам, но надежно эксплуатируются в условиях качания даже при высокой скорости качания. Однако при этом надо иметь в виду, что наибольшая эффективность работы подшипника достигается тогда, когда пути прохождения соседних роликов по внутреннему кольцу при качании перекрываются. Игольчатые подшипники с сепаратором позволяют сохранять стабильность положения ролика, т. е. обеспечить их меньший перекос. В результате, особенно при использовании специальных сепараторов, удается существенно повысить быстроходность рассматриваемых подшипников.

Сепараторы в игольчатых подшипниках можно выполнять как из металлов, так и из полиамидных соединений, наполненных стекловолокном. Широкое распространение находят подшипники с так называемыми М-образными сепараторами, которые вследствие значительной открытой зоны и стабильного точного направления ролика обеспечивают высокую частоту вращения подшипников. Игольчатый ролик удерживается от выпадания в зонах а снаружи, а в зоне b — с внутренней стороны. В зоне с осуществляется точное, параллельное оси направление роликов, что снижает эффекты трения. Заполнение объема свободного пространства смазкой способствует повышению срока службы подшипника. Такие сепараторы, или сепараторы массивные с замками, предохраняющими от выпадания иголок, при заполнении их игольчатыми роликами образуют комплект тел качения, который иногда применяют как самостоятельный подшипник.

Находят распространение (INA, NADELLA, SKF, FAG) комбинированные игольчатые подшипники разного исполнения. Например, подшипник, представляющий собой комбинацию однорядного игольчатого роликоподшипника и однорядного радиально-упорного шарикоподшипника, при предельном уменьшении габаритов опоры позволяет воспринимать кроме больших радиальных нагрузок и некоторую осевую нагрузку. Последняя не должна превышать 25% от величины одновременно приложенной радиальной нагрузки. Комбинированные подшипники применяют в тех случаях, когда необходимо уменьшить габаритные размеры подшипникового узла при значительной осевой нагрузке и высокой частоте вращения. Подшипник, представляющий собой комбинацию однорядного игольчатого роликоподшипника и упорного шарикоподшипника, предназначен для восприятия радиальных и односторонних осевых нагрузок. При необходимости воспринимать большую осевую нагрузку применяют комбинированный игольчатый подшипник, который состоит из однорядного игольчатого роликоподшипника и упорного игольчатого подшипника. Сепараторы данного подшипника не связаны друг с другом.