Вход / Регистрация
Не определено /
Пн-Пт. с 8:00 до 17:30
8 (800) 700-72-07

В Вашем городе отсутствует филиал Technobearing.
Выберите почтовую доставку?

Нет. Выбрать другой город
Каталог товаров
Каталог товаров

Тенденции развития рынка подшипников в 2009 году

24.03.2009


Маркетинговые исследования подшипникового рынка

1. Емкость рынка
По расчетам ТОП-ЭКСПЕРТ, сделанным на основания проведенных маркетинговых исследований, емкость российского рынка подшипников в 2008 году составила 1,3 млрд. долларов $.  
Для сравнения скажем, что объемы продаж только одной компании SKF, известной во всем мире, в четвертом квартале 2008 года составили 1,8 млрд. долларов $, что на 40% превышает емкость всего общероссийского рынка.
Около 50% реализуемых в России подшипников  идут на конвейеры крупнейших предприятий, к числу которых относятся следующие заводы: Автомобильные; Тракторные; Заводы по производству сельскохозяйственной и специальной техники; Заводы оборонного комплекса, производящие военную технику по заказу Министерства обороны России; Производители электротехнического оборудования; Машиностроительные предприятия.
Другие 50% товара реализуются на вторичном рынке, где подшипники покупаются нефтяными, металлургическими, другими производственными компаниями и частными потребителями, в данном случае каналами сбыта товара являются специализированные фирмы и розничные магазины.

2. Тенденции развития рынка
Большая часть экспертов отмечает, что спрос на подшипники, продаваемые через розничную торговлю, за первые полтора месяца сократился в два раза по сравнению с таким же периодом 2008 года.
Автомобильные заводы и промышленные предприятия также сократили свои закупки. Объем задолженности этих предприятий перед поставщиками  по состоянию на 15 февраля 2009 увеличился в два раза по сравнению с 2008 годом.
За прошедшие пять лет объем присутствия китайской подшипниковой продукции  в России увеличился в пятнадцать раз, что связано было с их низкой себестоимостью. Рентабельность фирм, торгующих китайскими подшипниками, по ряду позиций доходила до 40%.
В 2009 году с ужесточением таможенных правил и увеличением стоимости доллара выгоднее будет вновь перейти на торговлю российской продукцией, поскольку девальвация рубля  дает определенные конкурентные преимущества отечественным производителям, так прогнозируют аналитики.
Эксперты предполагают, что спрос на подшипники заметно сократится, так как этот продукт ориентирован на машиностроительную отрасль, а она в свою очередь в текущем году будет существовать заметно хуже других сегментов рынка.

3. Цели и задачи маркетингового исследования

Выделить и описать следующие характеристики подшипникового рынка:
Объем потребления в разрезе каналов распределения;
Темпы роста (по количеству и по потреблению) в разрезе типоразмеров;
Приоритетные факторы, влияющие на выбор продукта (в зависимости от места производства, сферы применения);
Выделить приоритетные бренды, пользующиеся на рынке наибольшим спросом;
Основных производителей (поставщиков) подшипников;
Описать возможности увеличения производства подшипников основных типоразмеров в России, потенциальных потребителей этого продукта, предполагаемую конъюнктуру рынка (прогноз) на 2009-2012 гг.
Определить основные STEP-факторы и степени их влияния на рынок продукта.
Гипотезы, требующие проверки:
Будет ли сохраняться тенденция замещения основных типоразмеров продукцией китайского производства? В каких сегментах имеет смысл расширять производство подшипников?

4. Методы исследования
- Кабинетные исследования;
- Качественные исследования - экспертные опросы;
- Тайный покупатель;
- Количественные исследования по форме анкетирования;
Целевая аудитория маркетингового исследования: производители подшипников России и стран СНГ, потребители продукции, дилеры и дистрибуторы, работающие на подшипниковом рынке.

5. Характеристики подшипников
Подшипниковая продукция является высокотехнологичным продуктом, представляющим собой сложный механизм вращающегося действия. Сырьем для изготовления  является трубная заготовка марки стали ШХ-15. Номенклатура всех выпускаемых в мире подшипников состоит из десятков тысяч наименований. Одной из важных характеристик подшипников является класс точности, в зависимости от него, подшипник может использоваться в тех или иных промышленных изделиях. Самыми эксклюзивными являются подшипники с классами точности 2, 3, 4, 5, данные типы используются в приборах, узлах и агрегатах, устанавливаемых, на военной и авиационной технике, соответственно их стоимость может в десятки раз превосходить цены обычного нулевого класса.

6. Исследования брендов
Подшипниковый рынок консервативен, для потребителя большое значение имеет бренд производителя. Проведенные маркетинговые исследования показали, что бренды на рынке сегментированы строго по категориям, критерием такой группировки является соотношение цены и качества товара. В результате исследования были выявлены следующие бренды, имеющие широкое распространение не только на российском, но и на мировом рынке подшипников:
Бренды первой категории:
- SKF, FAG, Timken, Koyo;
Указанные марки на российском рынке присутствуют слабо в силу своей дороговизны. Перечисленные бренды подшипников покупаются в основном нефтяными и металлургическими компаниями, для которых важно высокое качество продукта, применяемого в узлах сложного дорогостоящего оборудовании.
Несмотря на известность данных марок, зарекомендовавших себя на рынке, 80% продукции перечисленных брендов, которые продаются в России,  являются контрафактным товаром, привезенным из Китая.
Бренды второй категории:
К этой категории относятся бренды российских производителей, например, заводов, входящих в структуру крупнейшей подшипниковой корпорации ЕПК. Они менее качественные и значительно дешевле марок, составляющих первую категорию.
Бренды третьей категории:
Категория включает в себя марки, произведенные в Китае. Их стоимость значительно ниже цен российской продукции, причем качество за последние годы заметно улучшилось, сейчас оно полностью соответствует российским нормам государственного стандарта.
Структурное представление подшипниковых брендов изображено на рисунке 1:

*Примечание: 90% подшипников, встречающихся в сегменте потребительского рынка, являющихся якобы подшипниками российского производства (бренды второй категории), были изготовлены в Китае, следовательно, торгуются в России как контрафактная продукция.

7. Количественные исследования рынка
В ходе маркетингового исследования было опрошено 300 представителей компаний, занимающихся реализацией подшипников на территории России. Проведенные количественные исследования показали, что около 80%  подшипников, реализуемых на вторичном рынке через розничные сети, являются китайскими брендами. По результатам исследования были получены следующие данные:
Самый распространенный бренд на отечественном рынке - VBF или ВПЗ (Вологодский подшипниковый завод). Данную марку выделило большинство  опрошенных респондентов, торгующих подшипниками этой марки. Рисунок 2:

Второе и третье места занимают бренды китайских производителей «Крафт» и KG.
*Примечание: По мнению некоторых экспертов рынка, бренд ВПЗ, продаваемый через розничные магазины на 90% является контрафактным.

По результату количественного исследования респондентами были выделены шариковые, конические и сферические подшипники, как имеющие на рынке наибольший потребительский спрос. Рисунок 3:

8. Рынки сбыта продукции
Рынок подшипников подразделяется на два основных сегмента: промышленный и автомобильный. Доля автомобильных подшипников в общей структуре рынка велика и занимает около 40%.

9. Спрос по отраслям
Количественные маркетинговые исследования позволили нам рассчитать доли рынка в структуре отраслевого потребления подшипников в 2008 году. Таблица 1:

Рынки сбыта

Доля рынка, %

Автомобильные заводы

25

Электротехническая промышленность

17

Нефтяные компании

11

Металлургические комбинаты

10

Розничные продажи (B2C сегмент)

15

Сельхозмашиностроение

8

Железнодорожная отрасль

6

Прочее потребители

8

Всего:

100

Объемы продаж промышленных типов подшипников
(результат количественного исследования). Рисунок 6:

Объемы продаж автомобильных типов подшипников
(результат количественного исследования). Рисунок 7: